На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 772 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

Теория гравитации: будет ли Украина с Россией, а Россия с Европой?

Гравитационная теория торговли имеет ту же основу, что и ньютоновские законы: гравитационная тяга объектов прямо пропорциональна их массе и обратно пропорциональна расстоянию между ними.

В экономике теория гравитации имеет дело с влиянием на международную торговлю следующих факторов:

Географическая близость (низкие издержки транспортировки, одинаковые часовые пояса, культурная и языковая близость, особенно при общей государственной границе); Соотношение размеров экономик рассматриваемых стран (одинаковым по объему экономикам проще вступать во взаимовыгодные отношения); Сходства в потребительских привычках и экономическом развитии (развитая экономика скорее будет продавать хайтек, финтех и другие продукты с высокой добавленной стоимостью стране с соизмеримым уровнем благосостояния).

Согласно гравитационной теории торговли, при прочих равных, экономика будет «притягиваться» в торговле к тем соседним экономикам, которые ей близки по размеру, культуре и уровню развития. Эта модель была разработана Яном Тинбергеном, нидерландским нобелевским лауреатом, в 1960-х. Несмотря на, казалось бы, слабую теоритическую базу, на практике эта идея подтвердилась многочисленными примерами: действительно, экономики имеют тенденцию собираться в большие блоки – ЕС, Юго-Восточная Азия, Северная Америка.


К примеру, экспорт Великобритании в Бельгию превышает ее экспорт в Индию в несколько раз. В итоге, после брекзита, переориентация Великобритании на страны вне Европы будет ей стоить слишком дорого.

Международная торговля, тем более в современном глобализованном мире, не может никак исчерпываться гравитационной теорией. Теория сравнительных преимуществ и теория сравнительной наделенности факторами все еще существеннее для объяснения логики торговых процессов в мире. Но дело в том, что торговля между странами, при международном разделении труда, основана в большей степени на схожести, чем на различии.

Главный вопрос в том, чего нам ждать в отдаленном будущем. Означает ли процесс глобализации, что гравитационные силы иссякнут или нам стоит к Ньютону добавить Эйнштейна и понять, что гравитационная сила относительна?

Экономика вообще штука довольно инерционная и косная. Даже в сегодняшнем быстро меняющемся мире. Будет ли иметь значение географическое расстояние в будущем? Определенно да, в ближайшие 30 лет как минимум. Являются ли факторы гравитационной теории самыми значимыми в международной торговле? Не всегда. Посмотрите хотя бы, как рост экономики Китая влияет на всю мировую торговлю. Пока цифровая экономика не составляет той критической доли, за которой должен последовать качественный скачок, ведущий к трансформации.

То есть да, на нашем веку Украина будет с Россией, а Россия с Европой, и никуда нам всем друг от друга не деться. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх