На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Finam

3 771 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Козлов
    Вывод - значит в США всё не так уж всё плохо, как нам пытаются представить.Лучше ожиданий. В...
  • Лариса Поплавская
    Эта статья говорит о бессилии  Росии, что-либо сделать в сложившейся ситуации. На нас наплевали растерли.  Они видите...В ближайшее время...
  • петр кузнецов
    опять с протянутой рукой,может надо начинать думать как самим решать вопросы с оплатой дело то долгое....Россия призвала З...

Новая эпоха капитализма: кто будет победителем?

Последние полвека бизнес смотрел на финансовый капитал как на самый свой ценный ресурс. Каждая копейка должна идти на финансирование только самых перспективных проектов. Гендиректора крупнейших международных компаний все эти годы ориентировались на минимально допустимую рентабельность по отношению к высокой капиталоемкости, и были очень довольны своей стратегией.

Как говорится, шли годы. Финансовый капитал перестал быть ограниченным ресурсом – рынки демократизировались, разрастались. Только за последние 30 лет финансовый капитал увеличился в три раза, превосходя на сегодняшний день мировой ВВП в 10 раз! С 1990 года мировой финансовый капитал, который можно потенциально инвестировать в реальный сектор, вырос с $220 трлн до $600 трлн в 2010 году. К двадцатым-тридцатым годам такими темпами его размер может запросто переплюнуть квадриллион.

Стоимость капитала, соответственно, опустилась до исторического минимума – вместе с ростом премий за риск. Маржинальные издержки долгов для крупных компаний находятся на уровне не выше 3%. Проще говоря, стоимость кредитов оказалась близка к инфляции, то есть реально близка к нулю. Любая мало-мальски успешная компания может получить столько капитала, сколько душе угодно, для своего развития.

Странно ожидать, что на эффективности управления это никак не скажется. «Финансовый подход» предпринимателей привел к недостатку навыков успешной конвертации идей в продукты. Лишние деньги тратятся на обратную покупку акций. Приоритет стратегических инвестиций резко сужает поле для потенциальных новых проектов, что приводит к своеобразному застою – привычка торжествует над рациональным мышлением, заставляя вкладываться в то, что уже даже нерентабельно.

Интервенции центробанков после кризиса 2008-го привели к рекордно низким процентными ставкам, а, следовательно, и к рекордно низким темпам роста. В эпоху избыточного капитала, которая настала всерьез и надолго, эти схемы должны быть заменены на новые. Грубо говоря, требуется увеличить количество мелких рискованных вложений, вместо нескольких «больших ставок». Это требует постоянного напряжения: выявлять потенциально успешные стартапы, избавляясь от потенциально неудачных. Такой подход будет доминировать в ближайшие годы, если не десятилетия. Если не перестраиваться в соответствии с новыми требованиями времени, даже гиганты вымрут, как динозавры.

Старение мирового населения – важный фактор роста накоплений и снижения потребления в мировой экономике. То есть в ближайшие десятилетия ждать смены парадигмы не приходится: финансовый капитал будет в избытке.

На фоне низких капитальных затрат, минимальная ставка доходности остается на высоком уровне практически без изменений уже более 15 лет. Большая часть инвестиционных возможностей отклоняется из-за этой неадекватно завышенной планки. В результате, единственное решение для траты излишков, в которому приходят руководители, – это не инвестиции в технологии, а банальная обратная покупка акций, без какого-либо финансового смысла.

Инвестиции должны генерировать больше дохода, чем собственный капитал. В условиях нехватки капитала прибыльность была важнее роста, что логично. Сегодня же, вместе со снижением инвестиций в инновации, почти треть нефинансовых компаний S&P 500 не показывает роста продаж. Очевидно, при низкой стоимости капитала текущий профит должен быть менее важным с точки зрения отдачи и общей стоимости компании, чем рост бизнеса.

Показательный пример правильного подхода – крупнейшая мировая рекламная компания WPP, активно инвестирующая в смежные области. Так выручка компании выросла с $16,1 млрд в 2011 до $19 млрд в 2015 году, а прибыль – с 1,9 млрд до 2,5 млрд в тот же период. Компания, в том числе, практикует подход «внутреннего рынка» - подразделения конкурируют между собой за клиента, который в итоге получает широкий выбор услуг – и все под колпаком WPP.

Сегодня важны риски и эксперименты. Цена ошибки резко снизилась, поэтому бояться нечего. Скажем, Alphabet– это не только успешные проекты вроде YouTube, Nest и Google Fiber, но и куча бизнесов в сферах доставки, онлайн-аренды и чего только не. Да, многое провалилось, вроде очков или Google+. Но цена неудачи – мелочь, по сравнению с вознаграждением за успешные проекты Alphabet. Ларри Пейдж в целом легко расстается с неудачниками и движется дальше, к подающим надежды новичкам. Вот тут и пролегает линия между сильными игроками и лузерами, между перспективными компаниями и серой массой. Дело не в возрасте и не в размере.Собственно, это и отличает компании FAMGA (Facebook, Apple, Microsoft, Google, Amazon), поэтому им поют дифирамбы по много раз на день уже много лет. 

В заключение. В ближайшие годы рост будет только за счет продуктивности, то есть за счет правильных инвестиций в технологии и человеческий капитал. Причем последнее – возможно, ключевое. Умение привлекать и правильно работать с талантом. Пока старички гонятся за прибылями, чтобы купить очередную ненужную виллу, новые предприниматели скидывают их с насиженных, проваливающихся под их весом кресел. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх